Это же Ангамандо, чувак!..
Просто хотя бы потому что мы о них раньше не говорили. А они таки есть.

Вот, например, я вчера написал небольшой пост, он может послужить отправной точкой для дальнейших размышлений.
оркопсто
Итак, об орках... Стоп! А что мы, собственно, знаем об орках?
Сам Профессор информации об этих, глубоко противных ему существах оставил ничтожно мало. Известно только, что их, орков, автор - Мелькор. ("в ненависти своей вывел он в насмешку и подражание эльфам мерзкое племя орков, злейших их врагов. ибо орки живут и множатся, как Дети Илуватара."). Что они абсолютно агрессивны, не годны ни на что, кроме войны (Причём, ведОмой самыми варварскими методами) и заплечных дел мастерства. Что они "уродливы" и "неисцелимы от искажения". В общем, негусто.
Апокрифы, во всяком случае, хорошо мне известные (кроме весьма спорного "Последнего Кольценосца") орков тоже не жалуют, разве что в третьей редакции ЧКА есть маленькие вставки, где орки (точнее, иртха) предстают, разумеется, варварским, но во многом симпатичным народом. Тоже ничтожно мало, хотя и побольше, чем в каноне Профессора.
Придётся, значит, нам попробовать уподобиться палеонтологу, который по окаменевшему фрагменту, или даже следу доисторическойморготовой твари, пытается вывести умозрительно её внешний облик и образ жизни.
Ещё раз рассмотрим приведённую выше цитату:
В ненависти своей вывел он в насмешку и подражание эльфам мерзкое племя орков, злейших их врагов. ибо орки живут и множатся, как Дети Илуватара Там же сказано, что для того, чтобы получить этих самых орков, Моргот использовал пленных эльфов, которых "искажал пытками и чёрными чарами".
Я не буду спрашивать, почему всемогущий Эру не уничтожил столь гнусных созданий сразу. (Он не мог, или не хотел?) Не буду растекаться мыслью по древу и на тему того, какими именно могли быть эти самые пытки и чары (да и не так это принципиально). Не буду пока что и мешать сюда другие версии орочьего происхождения (Хотя рассмотреть ЧКА-шную тоже интересно, но если брать обе сразу, мы совсем запутаемся). Давайте посмотрим, что мы можем "выжать" (Пытками и чёрными чарами)))) из этих профессорских цитат и общей житейской логики.
Итак, Моргот искусственно вывел орков из попавших к нему в руки эльфов. А теперь внимание - вопрос: а СКОЛЬКО у него в распоряжении было этих эльфов?
Да ничтожное количество этих подопытных эльфов у него было! Потому что эльфов самих по себе в те времена бродило под небесами немного, а уж угодить в Утумно могла и вовсе горсточка от общего числа. Значит - и первых орков было тоже очень немного. Но при этом в дальнейшем в "Сильме" упоминаются несметные орочьи полчища.
Об эльфах (нормальных) мы знаем, что при всей стремящейся к бесконечности продолжительности нестареющей жизни, фертильность у этого народа малая. (Хоть в "Законах и обычаях элдар" посмотреть об этом можно). А значит, ничтожное количество этих искаженцев никак не могло к моменту даже и возвращения Нолдор в Эндорэ наплодить "несметных полчищ", если Моргот отдельно не позаботился о том, чтобы наделить своих тварей завидной плодовитостью. (А у Профессора, напоминаю, сказано, что они "плодятся, подобно детям Илуватара"). Да и просто по логике - народ, который способен исчисляться ордами и полчищами, не взирая на то, что от них год за годом и век за веком целенаправленно зачищают Средиземье, должен отличаться феноменальной быстротой воспроизведения себе подобных.
Отсюда мы выводим первую характеристику орков как расы - поражающую воображение многодетность и не менее поражающую воображение детскую живучесть. (Кстати в поздней редакции ЧКА есть об этом). Что же вытекает в свою очередь из неё? А довольно много.
Во-первых. Всех этих орченят должен кто-то рожать и растить. При этом у Профессора орочьи женщины не упоминаются вообще. (У Ниенн"Ах описано матриархальное родовое общество, у О. Брилёвой - какие-то маловнятные звероподобные "прародительницы"). Но при этом Моргот и позже Саурон с Саруманом, явно не на фабриках орков делают, иначе вряд ли Толкин сказал бы: "подобно детям Илуватара". Все оркодамы и оркодетишки должны где-то жить и что-то кушать, что, опять же, логично. Значит, есть у этого народа и поселения и какая-никакая экономика, а раз есть поселения и экономика, то волей-неволей есть и пусть даже самая примитивная и варварская, культура и законность. Даже если брать канон чисто профессорский, это есть. Не может не есть!
Как это всё может быть устроено? Первое, что представляется и напрашивается в аналогию - это земные дикие кочевники. Монголы какие-нибудь, или печенеги. Но по здравому размышлению эта ассоциация отметается как неправильная. Потому что основа любой кочевой экономики, а значит, и общества - это скотоводство. Кто-нибудь здесь представляет себе орка-скотовода? Особенно при условии что согласно, тому же Профессору, жить орки предпочитают в горных пещерах, и к тому же постоянно мобилизовываются в армию любого на выбор чёрного властелина. Нет уж! Орочье общество - оседлое, хотя и умеет при необходимости быть довольно мобильным. Но оставим это пока.
Вернёмся к многодетности и провозгласим "во-вторых", раз уж прозвучало "во-первых". И вполне логично выведем, что эта самая многодетность (с приставкой "сверх-") объясняет и обуславливает орочью агрессивность не хуже, а может быть, даже и лучше любых "чёрных чар". Почему? Да потому что сверхмногодетность - читай: постоянная угроза перенаселения. А постоянная угроза перенаселения даёт "на выходе" очень жестокое общество. Потому что ресурсов вечно не хватает, ценность каждой отдельной жизни стремится к нулю, и постоянно, слышите, постоянно требуются новые территории, а значит - надо быть постоянно же готовыми к борьбе за них, и общественная мораль - соответствующая. Может быть, именно поэтому орки и "не могут быть исцелены от искажения" обычными методами - не по каким-то метафизическим причинам, а по самым простым житейским. Сверхмногодетность-то у целого народа ну, никак не отнимешь.
Собственно, следующее, что мы все твёрдо знаем об орках - это как раз-таки их невероятная воинственность, жестокость и агрессивность. Благодаря которой орочье общество оказывается ещё и строго изолированным, более того - изоляционистским. Все иные народы Средиземья с орками взаимодействовать готовы только мечами и стрелами (И со своей позиции в этом совершенно правы). А значит, орки не могут, например, торговать, или наниматься. (А значит, нечему "подогревать" прогресс в знаниях и умениях, кроме чисто выживательных). И ресурсы со стороны к ним могут поступать только посредством грабежа или в качестве награды за верную службу Ангбанду, Барад-Дуру етс.
Изоляционистское общество - всегда косное и отсталое общество. Предельно консервативное и строго иерархичное. В общем, картина орочьей социальной жизни вырисовывается совершенно висельная. Что только дополнительно "накручивает" орочью и без того завидную агрессивность.
Теперь об отношении орков к войне.
Учитывая всё вышесказанное, служба орков очередному чооорному Владыке, это прежде всего - основной, если не единственный источник их средств существования. По Толкину - так точно! Хотя упоминаются у Профессора и "дикие", то-есть не структурированные ни под каких Владык орки, морийские, например, или "город гоблинов" в "Хоббите". Но вряд ли они живут хоть капельку лучше, чем орки "Морготтенвермахта". Скорее уж наоборот - хуже. Потому что все социальные язвы этого народа никуда не делись, а сдерживающей руки "Центра" у них нет! Неудивительно, что они докатились там до весёлого каннибализма.
Что же мы имеем в итоге? Имеем мы общество предельно военизированное и милитаризированное, изолированное, очень медленно развивающееся, жёсткое до жестокости, снедаемое постоянной угрозой перенаселения и откровенно бедное, что в материальном, что в культурном отношении. Скорее всего, мораль, которая в таком обществе естественным образом сложится будет зиждиться на чисто солдатских ценностях. В идеал и образец для подражания возведутся сила, бесстрашие, изворотливость, умение "держать удар" и готовность мгновенно дать отпор чему угодно. Презрение к слабостям - сферическое в вакууме. Предел мечтаний - стать "вожаком стаи". И, заметьте, без всякого Моргота - просто потому что у социального развития тоже есть логика.
И если уж искать для орков аналогии в истории каких-либо земных социумов, то в качестве этой самой аналогии, имхо, лучше всего подойдёт Спарта.
++++++++++++++++
Вот, собственно, пока что и весь мой первый опыт орочьей "криптосоциологии". Давайте этот разговор продолжим, ибо интересно же. Если у кого-то есть возражения и дополнения - большая просьба возражать и дополнять. Я тоже, вполне возможно, продолжу, когда наскребу ещё каких-нибудь формулировок.

Вот, например, я вчера написал небольшой пост, он может послужить отправной точкой для дальнейших размышлений.
оркопсто
Итак, об орках... Стоп! А что мы, собственно, знаем об орках?
Сам Профессор информации об этих, глубоко противных ему существах оставил ничтожно мало. Известно только, что их, орков, автор - Мелькор. ("в ненависти своей вывел он в насмешку и подражание эльфам мерзкое племя орков, злейших их врагов. ибо орки живут и множатся, как Дети Илуватара."). Что они абсолютно агрессивны, не годны ни на что, кроме войны (Причём, ведОмой самыми варварскими методами) и заплечных дел мастерства. Что они "уродливы" и "неисцелимы от искажения". В общем, негусто.
Апокрифы, во всяком случае, хорошо мне известные (кроме весьма спорного "Последнего Кольценосца") орков тоже не жалуют, разве что в третьей редакции ЧКА есть маленькие вставки, где орки (точнее, иртха) предстают, разумеется, варварским, но во многом симпатичным народом. Тоже ничтожно мало, хотя и побольше, чем в каноне Профессора.
Придётся, значит, нам попробовать уподобиться палеонтологу, который по окаменевшему фрагменту, или даже следу доисторической
Ещё раз рассмотрим приведённую выше цитату:
В ненависти своей вывел он в насмешку и подражание эльфам мерзкое племя орков, злейших их врагов. ибо орки живут и множатся, как Дети Илуватара Там же сказано, что для того, чтобы получить этих самых орков, Моргот использовал пленных эльфов, которых "искажал пытками и чёрными чарами".
Я не буду спрашивать, почему всемогущий Эру не уничтожил столь гнусных созданий сразу. (Он не мог, или не хотел?) Не буду растекаться мыслью по древу и на тему того, какими именно могли быть эти самые пытки и чары (да и не так это принципиально). Не буду пока что и мешать сюда другие версии орочьего происхождения (Хотя рассмотреть ЧКА-шную тоже интересно, но если брать обе сразу, мы совсем запутаемся). Давайте посмотрим, что мы можем "выжать" (Пытками и чёрными чарами)))) из этих профессорских цитат и общей житейской логики.
Итак, Моргот искусственно вывел орков из попавших к нему в руки эльфов. А теперь внимание - вопрос: а СКОЛЬКО у него в распоряжении было этих эльфов?
Да ничтожное количество этих подопытных эльфов у него было! Потому что эльфов самих по себе в те времена бродило под небесами немного, а уж угодить в Утумно могла и вовсе горсточка от общего числа. Значит - и первых орков было тоже очень немного. Но при этом в дальнейшем в "Сильме" упоминаются несметные орочьи полчища.
Об эльфах (нормальных) мы знаем, что при всей стремящейся к бесконечности продолжительности нестареющей жизни, фертильность у этого народа малая. (Хоть в "Законах и обычаях элдар" посмотреть об этом можно). А значит, ничтожное количество этих искаженцев никак не могло к моменту даже и возвращения Нолдор в Эндорэ наплодить "несметных полчищ", если Моргот отдельно не позаботился о том, чтобы наделить своих тварей завидной плодовитостью. (А у Профессора, напоминаю, сказано, что они "плодятся, подобно детям Илуватара"). Да и просто по логике - народ, который способен исчисляться ордами и полчищами, не взирая на то, что от них год за годом и век за веком целенаправленно зачищают Средиземье, должен отличаться феноменальной быстротой воспроизведения себе подобных.
Отсюда мы выводим первую характеристику орков как расы - поражающую воображение многодетность и не менее поражающую воображение детскую живучесть. (Кстати в поздней редакции ЧКА есть об этом). Что же вытекает в свою очередь из неё? А довольно много.
Во-первых. Всех этих орченят должен кто-то рожать и растить. При этом у Профессора орочьи женщины не упоминаются вообще. (У Ниенн"Ах описано матриархальное родовое общество, у О. Брилёвой - какие-то маловнятные звероподобные "прародительницы"). Но при этом Моргот и позже Саурон с Саруманом, явно не на фабриках орков делают, иначе вряд ли Толкин сказал бы: "подобно детям Илуватара". Все оркодамы и оркодетишки должны где-то жить и что-то кушать, что, опять же, логично. Значит, есть у этого народа и поселения и какая-никакая экономика, а раз есть поселения и экономика, то волей-неволей есть и пусть даже самая примитивная и варварская, культура и законность. Даже если брать канон чисто профессорский, это есть. Не может не есть!
Как это всё может быть устроено? Первое, что представляется и напрашивается в аналогию - это земные дикие кочевники. Монголы какие-нибудь, или печенеги. Но по здравому размышлению эта ассоциация отметается как неправильная. Потому что основа любой кочевой экономики, а значит, и общества - это скотоводство. Кто-нибудь здесь представляет себе орка-скотовода? Особенно при условии что согласно, тому же Профессору, жить орки предпочитают в горных пещерах, и к тому же постоянно мобилизовываются в армию любого на выбор чёрного властелина. Нет уж! Орочье общество - оседлое, хотя и умеет при необходимости быть довольно мобильным. Но оставим это пока.
Вернёмся к многодетности и провозгласим "во-вторых", раз уж прозвучало "во-первых". И вполне логично выведем, что эта самая многодетность (с приставкой "сверх-") объясняет и обуславливает орочью агрессивность не хуже, а может быть, даже и лучше любых "чёрных чар". Почему? Да потому что сверхмногодетность - читай: постоянная угроза перенаселения. А постоянная угроза перенаселения даёт "на выходе" очень жестокое общество. Потому что ресурсов вечно не хватает, ценность каждой отдельной жизни стремится к нулю, и постоянно, слышите, постоянно требуются новые территории, а значит - надо быть постоянно же готовыми к борьбе за них, и общественная мораль - соответствующая. Может быть, именно поэтому орки и "не могут быть исцелены от искажения" обычными методами - не по каким-то метафизическим причинам, а по самым простым житейским. Сверхмногодетность-то у целого народа ну, никак не отнимешь.
Собственно, следующее, что мы все твёрдо знаем об орках - это как раз-таки их невероятная воинственность, жестокость и агрессивность. Благодаря которой орочье общество оказывается ещё и строго изолированным, более того - изоляционистским. Все иные народы Средиземья с орками взаимодействовать готовы только мечами и стрелами (И со своей позиции в этом совершенно правы). А значит, орки не могут, например, торговать, или наниматься. (А значит, нечему "подогревать" прогресс в знаниях и умениях, кроме чисто выживательных). И ресурсы со стороны к ним могут поступать только посредством грабежа или в качестве награды за верную службу Ангбанду, Барад-Дуру етс.
Изоляционистское общество - всегда косное и отсталое общество. Предельно консервативное и строго иерархичное. В общем, картина орочьей социальной жизни вырисовывается совершенно висельная. Что только дополнительно "накручивает" орочью и без того завидную агрессивность.
Теперь об отношении орков к войне.
Учитывая всё вышесказанное, служба орков очередному чооорному Владыке, это прежде всего - основной, если не единственный источник их средств существования. По Толкину - так точно! Хотя упоминаются у Профессора и "дикие", то-есть не структурированные ни под каких Владык орки, морийские, например, или "город гоблинов" в "Хоббите". Но вряд ли они живут хоть капельку лучше, чем орки "Морготтенвермахта". Скорее уж наоборот - хуже. Потому что все социальные язвы этого народа никуда не делись, а сдерживающей руки "Центра" у них нет! Неудивительно, что они докатились там до весёлого каннибализма.
Что же мы имеем в итоге? Имеем мы общество предельно военизированное и милитаризированное, изолированное, очень медленно развивающееся, жёсткое до жестокости, снедаемое постоянной угрозой перенаселения и откровенно бедное, что в материальном, что в культурном отношении. Скорее всего, мораль, которая в таком обществе естественным образом сложится будет зиждиться на чисто солдатских ценностях. В идеал и образец для подражания возведутся сила, бесстрашие, изворотливость, умение "держать удар" и готовность мгновенно дать отпор чему угодно. Презрение к слабостям - сферическое в вакууме. Предел мечтаний - стать "вожаком стаи". И, заметьте, без всякого Моргота - просто потому что у социального развития тоже есть логика.
И если уж искать для орков аналогии в истории каких-либо земных социумов, то в качестве этой самой аналогии, имхо, лучше всего подойдёт Спарта.
++++++++++++++++
Вот, собственно, пока что и весь мой первый опыт орочьей "криптосоциологии". Давайте этот разговор продолжим, ибо интересно же. Если у кого-то есть возражения и дополнения - большая просьба возражать и дополнять. Я тоже, вполне возможно, продолжу, когда наскребу ещё каких-нибудь формулировок.
@темы: Темы для дискуссий, Этнографическое., Вопросы
О да! Принесение вот этих постов сюда - самый верный ход для сообщество, я ждала этого мига!)))
Маленькая ремарка. Отчасти поведение орков напоминает поведение кочевников на ранних этапах своего развития. Приведу пример народа хунну - кочевой народ, живший на границе с Поднебесной в раннем средневековье. По версии Гумилева часть хунну являются прародителями гунов.
" Каждый занимается воинскими упражнениями, чтобы производить набеги... Сильные едят жирное и лучшее; устаревшие питаются остатками после них. Молодых и крепких уважают, устаревших и слабых мало почитают... Обыкновенно называют друг друга именами; прозваний и проименований не имеют. (из древнекитайского источника)
Например, формой брака была не парная семья, а многоженство, причем жены переходили в число прочего имущества по наследству:
мачехи к сыну, невестки к брату, что характерно для патриархально-родового строя. Было бы неверно рассматривать это только как приниженное положение женщины; часто форма брака гарантировала женщину от нищеты в случае вдовства, так как новый муж обязан был предоставить ей место у очага и долю в пище и не мог бросить ее на произвол судьбы. (Л.Гумилев. Древние хунну)
Вот как описывал древнеримский хронист Аммиан Марцеллин так описывает быт гунов: «Они никогда не прикрываются никакими строениями и питают к ним отвращение как к гробницам, отрешенным от обычного людского обихода. У них нельзя найти даже прикрытого тростником шалаша; кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить голод, холод и жажду; и на чужбине они не входят в жилище, за исключением разве крайней необходимости; у них даже не считается безопасным находиться под кровлей».
«Они так дики, что не употребляют ни огня, ни приготовленной пищи, а питаются кореньями трав и полусырым мясом всякого скота, которое кладут между своими бедрами и лошадиными спинами и скоро нагревают парением».
Можно предположить, что Профессор, когда создавал расу орков, брал за основу жизнь гунов до того, как они перебрались в Восточную Европу, и их жестокость и свирепость во время воин под предводительством Аттилы, когда гуны наводили страх на Западную Римскую Империю и Византию.
Ещё бы сказала, что среди занятий орков могли быть охота, рыболовство и собирательство, и мародерство у них не порицалось, а наоборот, воин должен был вернуться с добычей.
Орки: вид сбоку. Часть 1
Ну, и собственно моя статья на данную тему
О орках и их разновидностях
Я потомок солдат Мелькора
Урукхая за-зря не тронь
И в груди моей урукхайской
Урукхайский горит огонь
(с «Урукхайская»)
Уже несколько раз доводилось слышать мнение о том, что орков существовало несколько разновидностей, не гебридных, типа урукхаи, а изначально созданных Мелькором. Как варианы давались 5 видов орков:
Созданные из эльфов
Созданне из людей
Созданые из животных
Големы, созданые из неживого материала
И вовсе не орки, а тёмные майяры принявшие орский облик. Именно к этому виду пытаются отнести любого орка, который стал достаточно известным, чтоб светлые запомнили его имя и который прожил достаточно долго, чтоб послать всех утверждающих, что орки не обладают естественным бессмертием, к барлогам.
Начнем с того, что версию эльфийского происхождения я вполдне поддерживаю, а вот с остальными вариантами не соглашаюсь.
читать дальше
Лог, интересный у вас подход к оркам. И хорошо, что вы тему орков из Властелина Колец затрагивали. Кмк, орки из Хоббита и Властелина ушли дальше в своем развитии чем орки из Сильма.
А я, если можно, дам ссылку на результат исследования совсем другого рода, меня в свое время почти потрясший, хотя на тот момент я сама немало успела подумать над судьбой и жизнью неприглядного многим народа.
Тропой памяти. Роман Къеллы (Людмилы Пельгасовой)
Да, я понимаю, это не статья, а художественный текст, в котором происходит не разбор всех версий, а попытка детального и живого воссоздания одной. Возможно, при воссоздании использовались не совсем научные методы, и в сюжете присутствует АУ, так что канонисты, постарайтесь быть снисходительными, я этот пример привожу в качестве реконструкции одной из гипотез жизни орков, а не версию истории Средиземья. Извиняюсь, если отсылки к потобным "лирическим" вещам не уместны. В общем, надеюсь от одной ссылки ничего ужасного не случится. ))
И спасибо всем участникам. очень интересно всё!
Мне показалось, но помоему статья, на которую выводит ссылка та же, что и в этом самом посте.
Кмк, орки из Хоббита и Властелина ушли дальше в своем развитии чем орки из Сильма.
Ну, во первых - об орках Сильма информации практически нет, точнее хоть какого-то их бытоописания, что не удивительно, ибо Сильм поданкак эльфийские легенды.
Ну а с другой стороны - 4 эпохи это срок и ничего не стояло на месте.
Lost in thoughts,
Спасибо за ссылку на интересный текст. Очень рада увидеть ещё один взгляд "изнутри", между прочим весьма каноничный, что встречается намного реже, чем впринципе взгляд с этой стороны.
Айхалли Хиайентенно,
Странно. Мне со всех браузеров открывает(только это кат - там ещё раз в ссылку ткнуть надо). У вас всё ещё не работает?